Портал про фитнес FitTop
Как стать востребованным тренером по фитнесу?

Чтобы быть востребованным, нужно быть грамотным в своей области. Без этого никак. Можно быть востребованным некоторое время – пока те, которые вообще ничего не знают, усваивают то же самое, что и тот, который их инструктирует. Но потом – когда более-менее продвинутые посетители атлетического зала начинают хотеть чего-то большего, или пристают с вопросами о той, или иной программе, - уже, как говорится, не до шуток. В таких случаях тренера, не имея соответствующей квалификации, прибегают к двум вариантам – либо остаются товарищами-инструкторами, которые помогают при выполнении того или иного упражнения, а между делом общаются «за жизнь», либо оставляют вопрос на потом – чтобы потом, прочитав нужную информацию в соответствующей литературе, просветить подопечных по полной программе.

Разумеется, лучше – для удобства общения с посетителями зала и для авторитета – полностью просветиться заранее. Теория без практики – хорошее оружие в завоевании авторитета. Можно не иметь груды мышц и быть востребованным, просто разглагольствуя со своими подопечными о накачке той, или иной мышцы, или разъясняя им суть практики атлетизма в том, или ином ракурсе. Но все-таки, отсутствие практики рано или поздно даст о себе знать.

Когда-нибудь в вашем зале появится капризный атлет высокого уровня, который достиг этого уровня играючи, а теперь ему нужно больше. Подарить ему книгу ведущего тренера – это вполне может быть выходом из положения. Но это может сыграть злую штуку с вашим тренерским авторитетом. Ведь этот профессионал общается со своими коллегами по залу. А те, узнав от него, что тренер, известный как отменный теоретик, подарил ему книгу, а не вел самостоятельно (настоящие опытные тренера поступают именно так), начнут сомневаться в своем тренере. Это еще полбеды. Остальная половина – в том, что такой тренер может потерять авторитет, но и уважение к себе как к личности.

Все завсегдатаи тренажерных залов оценивают тренера не только как специалиста, но и как человека. а здесь получается, что этот человек, открытый, общительный, отзывчивый, изображал из себя гуру атлетизма, просто считая, что его подопечные не могут прочитать книжки по фитнесу и составить для себя программу тренировок. Не исключено, что и программы его – дилетантизм, в которых эффективности столько же, сколько у него практического опыта. Так может считать каждый посетитель спорткомплекса после вышеприведенного случая. И лейтмотив для такой оценки – простое человеческое отношение, которое тренер выразил в своем – совсем не профессиональном – поступке.

Настоящий специалист, заинтересованный в прогрессе своих атлетов, так себя не ведет. Он, если и рекомендует книгу мирового специалиста, то в дальнейшем помогает своему атлету хорошенько ее усвоить; спрашивает его о личном опыте, ищет в этом опыте что-нибудь, что ярко подчеркивает теорию, изложенную в книге. В дальнейшем тренер помогает атлету – посредством тренинга и теории – усвоить то, чего он не усвоил ранее.

Примерно также должен вести себя и «полудилетант». Так «за глаза» называют тех тренеров, которые не имеют большой практики, но считаются авторитетными – потому что пришли в спорткомплекс за счет диплома и обладают кое-какими знаниями, позволяющими морочить голову новичкам и не очень умным одаренным атлетам. Он должен порекомендовать то, что прежде всего изучил сам. Потом помочь своему подопечному применить теорию на практике. Например, атлет среднего уровня хочет увеличить вес в приседе. Он тренируется три раза в неделю с чередованием интенсивности: понедельник – тяжело, среда – легко, пятница – в средней интенсивности. Перед тем, как рекомендовать переключение на более жесткий режим – один день в неделю – сверх-тяжело (приседания «до отказа», когда на еще одно повторение критически не хватает сил), а второй – в средней интенсивности, - тренер должен прочитать литературу, где подробно изъясняется суть проблемы. Потом – объяснить эту теорию своему подопечному. Потом – помогать ему применять эту теорию на практике. Такой подход поможет и подопечному – стать более опытным атлетом, и самому тренеру – он станет более опытным практиком, не смотря на то, что сам не выкладывался в тяжелых приседаниях. Стоит ли говорить, что несколько таких подходов помогут тренеру стать по-настоящему авторитетным.

Еще один аспект, позволяющий тренеру поднять авторитет, - ориентация в обществе. Много говорить с подопечными и всегда быть отзывчивым, но при этом быть по-настоящему личностью – это не так просто, как кажется. Быть хорошим человеком, который умеет и поболтать за жизнь, и кое-что толкует в вопросах спорта, - это одно. А быть отменным тренером и при этом личностью, к которой люди тянутся уже после первых минут общения, - уже на порядок сложнее и труднее.

Для того, чтобы иметь такой авторитет, вовсе не нужно усваивать труды всемирно известных психологов и философов. Любой нормальный человек изучает свою психологию в своей жизни. Главное – изучать, а не кое-что выдумывать и домысливать. Такие выдумки могут в последствии обернуться тяжело – и для самого тренера, и для его подопечных. Депрессия может одолеть его самого. А апатия, разыгравшаяся в обществе спортсменов, только «поможет» им неправильно посмотреть на своего гуру. В таких случаях авторитет тоже страдает: не совсем нормальный человек, пусть даже эта ненормальность и совсем несущественная, не будет пользоваться большим авторитетом, хоть он и прошел огонь, воду и медные трубы.

Вышеприведенная деталь – ничего особенного, - если она касается тренера постоянного коллектива, но с тренером коммерческого зала, в котором большая часть посетителей сменяется каждый сезон, она может сыграть злую шутку. Причина – в том, что эти посетители, уходя из зала, либо рекомендуют тренера своим знакомым, либо настоятельно советуют избегать его.

Главные компоненты востребованного тренера, которого хвалят и профессионала, и простые любители, и женщины, и дети, - профессиональная компетентность и полный ментальный баланс. Не имея стремления к изучению своей теории и своего внутреннего мира, человек вряд ли когда станет не то, что мастистым тренером, но и нормальной личностью.

Женщины будут его хвалить – за то, что он знает, какие упражнения нужно делать для определенных мышечных групп. Но потом будут – либо специально, либо нечаянно – избегать его – потому что он не знает ничего больше, и будто бы сидит в зале ради того, чтобы этими примитивными знаниями хоть как-то сблизиться с представительницами прекрасного пола.

Новички-любители будут общаться с ним – как с грамотным человеком, но потом «за спиной» будут смеяться над ним – из-за того, что он опытнее их настолько, сколько они осилят за считанные месяцы.

А дети будут тянуться к нему лишь потому, что он просто хороший человек, который – также как и дети – мечтал когда-то стать самым лучшим и мудрым, но почему-то не смог заставить себя толком сделать ни то, ни другое.

Нет комментариев

или , чтобы оставить комментарий